7 мая 2012 г.

О подражании

Что-то часто пошли такие заметки. Конкретно за данную спасибо ансамблям "Перепёлка" и "Потихонечку", что натолкнули меня на таковые размышления.

Вообще, трудно представить себе в человеческой психике механизм мощнее, чем подражание. Разве что основополагающие инстинкты и безусловные рефлексы в некоторых ситуациях будут сильнее. А так, человек чуть ли не с самого рождения пытается подражать; да что там человек - это можно наблюдать и в дикой природе. Ребёнок, наблюдая за взрослыми, начинает повторять за ними всё: жесты, действия, слова, даже выражение лица. В этой передаче даже закодирована, будто в генах, наша культура. Разговаривать младенец тоже учится через подражание; даже ходить. Но обучением ребёнка всё не заканчивается, в подростковом возрасте подражание не отмирает, а сохраняется в той же мере. Взрослый человек, общаясь с другими, перенимает их жесты, интонации, повадки, мимику ("с кем поведёшься, от того и наберёшься", не зря же говорят), это облегчает общение, упрощает взаимопонимание.
И именно на подражании строится значительная доля традиционной культуры. В нём корень, ведь подрастающее поколение, прежде чем петь, сначала обучается этому, а подражание - основной механизм такого обучения. Никто никого специально не учил, дети просто слушали, а затем повторяли услышанное уже по-своему. Отчасти поэтому так сильно, наверное, поверье, что, мол, "вот были когда-то мастера, вот они пели, а мы не так поём" - подражающие осознают, что являются лишь учениками, хотя на самом-то деле давно уже делают по-своему и не хуже. Но вот чем я бы хотел заключить этот абзац, так это выводом об огромной роли подражания в передаче традиции.
Мы - люди городские. Мы не выросли в той традиционной среде, где младшие учились, повторяя за старшими. И если мы хотим восполнить этот пробел, нам необходимо подражать народным исполнителям. По сути, это единственное, что нам остаётся, изучая песенное народное творчество. Расшифровать ноты и слова, а потом их повторять - мартышкин труд, это будет просто исполнение нот и слов, без всякого понимания сути.
Да придёт ли оно на самом деле, это понимание? Есть основания полагать, что можно добраться до сути, выполнять её, но не понимая, и это будет нормально, как носители традиции просто поют песни, не задумываясь даже о том, откуда они и что там за глубокая мистическая суть. Мистическая - потому что, вероятно, это мы сами для себя придумали, чтобы было к чему стремиться, а ведь, скажем, у травинки сути нет, она растёт себе и всё. Как и народные исполнители, научившись через подражание, мы должны просто принимать песенную культуру такой, какая она есть, петь эти песни так, как они к нам пришли.
Есть педагоги, отрицающие необходимость подражания. Основания этому разные - что исполнители старые, что надо делать всё по-своему и т.д. Однако ведь обучающийся ребёнок подражает взрослым, это не мешает ему учиться, несмотря на аналогичную разницу в возрасте; человек подражающий всё равно будет делать по-своему, ведь он не является сам по себе копией образца. Да и вообще, тот, кто обучается (и даже просто общается), не может не подражать. В итоге ученики подражают не носителям традиции, но своим педагогам.
6 ноября 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий