7 мая 2012 г.

О сценическом применении фольклора

Мы часто слышим высказывания, что фольклор не сценичен, что он не предназначен для концертного исполнения. Но вот поразмышлял я на эту тему и понял - это величайшее заблуждение. Попробую сейчас обосновать такое своё мнение.

Для начала надо, конечно, сказать, что пение не может существовать без слушателя. Когда есть те, кто поёт, есть и те, кто слушает; даже если поющие этого не предполагают. Эта двухсторонняя система почти так же древня, как система общения в пении, а начинается она с колыбельных. Вообще, известен этот спор про искусство (или даже шире - творчество), для кого оно: для себя или для других; так вот, он же применим и к фольклору, и всеобщего ответа на него в этом частном случае так же нет, как и в общем случае всякого творчества.
А теперь представим себе, что мы поехали в фольклорную экспедицию. Приехали в деревню, собрали там местных певцов в ансамбль, попросили спеть - и получилось тут же, что они артисты, а мы зрители, получилась сценическая ситуация. Мы можем привезти их в Москву, поставить в концерт - ничего не изменится, потому что ситуация, по сути, та же самая. И хоть целый стадион зрителей собрать, ничего снова не изменится.
Впрочем, такое развитие событий из ряда вон выходящее, ведь обычно в селе не бывает концертов. Не бывает? Да ещё как бывает! Вот какой-нибудь дед Яхим, знает он древние былины, умеет их сказывать - и вот вся деревня с замиранием сердца слушает деда Яхима, у деда Яхима сольный концерт. Или соберутся несколько мастеров, присядут попеть в жаркий летний полдень, устав от тяжёлой работы, а другие их слушают. Или свадьба, или Рождество, или Пасха, или ещё что в этом роде, когда требуют за что-либо выкупа - требующая сторона поёт, а дающая слушает. Уж не буду говорить про народный театр, вершину развития сценического вектора в фольклоре.
Так что же, дальше и будем говорить, что фольклор не сценичен, что он существует только для общения? Напротив! Сценичность - неотъемлемая его часть. И концертная ситуация - наилучший способ продемонстрировать любые богатства песенного народного творчества.
4 ноября 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий