7 мая 2012 г.

Глоссарий

Пусть будут в одном месте собраны все те вещи, которые я повторяю из занятия в занятие.




Механика голосового аппарата

Очень рекомендую почитать википедию: Голосовой аппарат и ссылки из этой статьи на всё, что по теме.
Дыхание
Сначала мы дышим - лёгкими, при помощи межрёберных мышц и гортани. Поскольку пение не представляет из себя какую-то сверхнагрузку, то плечи и мышцы пресса нам в этом деле не пригодятся. Ну а те мышцы, которые пригодятся, двигаются сами, от нас требуется сущая мелочь: дышать. То есть не специально выдыхать кучу воздуха и не удерживать его в себе насильственным путём, а следить за тем, чтобы дышалось комфортно, вдыхать и выдыхать когда хочется.
Через бронхи и трахею воздух из лёгких попадает в гортань.
Голосовые складки
Они же просто "связки". Представляют собой две складки слизистой оболочки гортани, умеющие для такого простого инструмента удивительно много. Они могут натягиваться и сжиматься, чем они сильнее натягиваются (и тоньше становятся), тем выше звук. Они могут смыкаться и размыкаться: плотно сомкнутые связки, когда воздух проходит через них, издают естественный плотный звук; если связки не сомкнуты, то звука нет вообще, воздух проходит свободно; наконец, при неполном смыкании через них проходит лишний воздух, он издаёт свист, хрип, сип. То же самое происходит и когда между ними что-то попадает. И ещё, когда мы пытаемся слишком интенсивно выдыхать, этот воздух разрывает связки, из-за чего им приходится сильнее напрягаться, а сип возникает столь характерный, что его ни с чем не спутать.
А ещё у связок есть два основных регистра. "Понятие грудной регистр и фальцет, или головной, были даны еще в доларингологическое время по субъективному признаку на том основании, что при первом — звук „как бы" отдается в груди (ощущение дрожания грудной клетки), а при втором — он как бы ощущается в голове." — д.м.н. И. И. Левидов, 1939г. Доктор Левидов утверждал, что регистров существует больше, однако он исходил из звуковых характеристик, а я всё же опираюсь непосредственно на механику самих связок.
В грудном регистре (в терминологии народных исполнителей "толстый голос") связки смыкаются по всей своей длине, а в головном ("тонкий голос") только краями, преимущественно нижней частью, передней. Грудной регистр располагается ниже головного по тону. Если плавно двигаться от самого низкого своего звука до самого высокого, то несколько нот окажутся пропущены, как раз когда будут переключаться регистры; то же самое происходит и при обратном движении, но пропущен окажется другой участок, ниже этого.
Размеры голосовых связок позволяют издавать звук, подобный писку комара. Его теперь необходимо превратить в собственный голос.
Резонаторы
Основные резонаторы: грудной - трахея и бронхи, головной - носовые и придаточные полости, средний - нижняя челюсть (средний подключается при одновременном использовании двух других). Не путать названия "головной" и "грудной" с регистрами связок, между ними нет никакой связи. Резонаторы работают всегда. Однако всегда полезно их усилить. Работа резонаторов при тренировке субъективно ощущается дальше, чем они на самом деле есть: грудной - как всё пространство ниже ключиц, а головной - как коровьи рога. При работа среднего резонатора щекочет губы и даже у некоторых дребезжат зубы.
Объём
В глотке присутствуют миндалины, корень языка и мягкое нёбо, все они способны шевелиться. Когда мы зеваем, они все раздвигаются, создавая объём. Он выполняет эффект рупора, усиливая и украшая звук. Кроме того, корень языка влияет на надгортанник, что косвенно делает звукоизвлечение легче.
Речь
Мы разговариваем в первую очередь языком. Именно язык формирует гласные, которые можно выстроить в ряд по возрастанию количества призвуков: у-о-а-э-и. Согласные произносятся языком и губами, при помощи зубов, дёсен и твёрдого нёба.


Нефизические понятия при пении

Подача — внимание, уделяемое доставке звука до конкретного адресата. Не путать с чёткостью, артикуляцией, громкостью и направлением взгляда. Состоит из осмысленности и обращения, то есть надо всегда разговаривать с кем-то и всегда хотя бы какую-то осознанную мысль передавать (это может быть фактическая информация, просто эмоция или даже что-то среднее).
Опора — правильное соотношение дыхания и смыкания голосовых связок. Не следует называть опорой только грудной регистр, так как в головном пение тоже происходит на опоре. Вообще, правильное пение всегда происходит на опоре.
Высокая позиция — психическое состояние тонуса, при котором полноценно активна речь, в глотке достаточно объёма, а звуки не имеют тенденции к занижению.
Воздушный столб — виртуальное явление, существующее лишь в воображении. Представляет из себя прямой столб дыхания, внизу опирающийся на диафрагму, а вверху подпирающий мягкое нёбо. Возможен лишь при правильной осанке. Тем, кто занимался йогой или какими-нибудь практиками, связанными с управлением собственным телом, может оказаться весьма полезным подспорьем, так как выстраивает вместе опору и высокую позицию.


Прочая терминология

Силлабический стих — тип стиха, в котором ударения могут расставляться как угодно, но количество слогов всегда фиксировано. Пример в дополнение к википедийному: При поле, при долине — со второй же строчки, если пытаться произнести эти строчки как хорей, начнётся чистой воды бред: "пАстой мАя мАриЮшка Пастой нЕ качАйся". В большинстве песен, которые мы поём, текст выстроен именно силлабическим стихом. Частенько слоги начинают дробиться, их вроде бы становится больше или меньше, нежели предполагалось по силлабике, однако на самом деле это случается либо для красного словца (например, в "Горошке"), либо надо уместить длинное имя, а сообразить это прямо во время исполнения песни.
Редуцирование гласных — явление, получившее особое развитие именно в русском языке. У нас только ударные гласные остаются в неизменном виде, в то время как безударные превращаются во что-то усреднённое. Например, мы пишем "молоко", а говорим "мылако". Это основной способ расстановки ударений там, где их хочется сдвинуть, а также основной способ определить, на своём ли они месте.
Биение — интерференциия двух близких по высоте звуков. Например, когда двое поют почти в унисон, но не совпадают, то можно услышать этакое "тррррр" между ними. Каждый участник ансамбля, слышащий биение, должен в первую очередь проверить себя, а не валить вину на других.
Ритм — закономерное чередование сильных и слабых долей. Во время слабой доли идёт набор энергии, которая сбрасывается во время сильной. Ритм, который существует внутри каждого из нас, в сознании, является внутренним ритмом; все прочие ритмы, такие как отстукивание ногой или дыхание, это внешние ритмы. Внешний ритм должен подчиняться внутреннему. Все попытки полагаться на внешние ритмы приводят к нарушению ритмической координации, чреватому в первую очередь потерей части слабой доли и, как следствие, ускорением.
29 мая 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий