7 мая 2012 г.

Ранние технические размышления

Сумбурные размышления о пении. Придумывалось на ходу.

Задумался тут над тем, что же есть правильное пение. Например, у народных исполнителей. Говорят - естественное. Но в результате тщательного обдумывания получилась такая картина: правильное пение состоит из естественности и традиционности (под "традиционностью" здесь подразумевается не совсем то же, что везде, об этом ниже). В городской среде вообще невозможно построить обучение пению на одной лишь естественности: слишком много комплексов у городского человека.
Кстати, про комплексы. Многие люди, даже опытнейшие педагоги, почему-то уверены, что психологические зажимы могут не оказывать влияние на пение. Вообще, так уж устроен наш организм, что некоторыми его частями мы не можем управлять осознанно. Например, мы не можем управлять сердцем (впрочем, тут по иной причине, поскольку у сердца есть собственная замкнутая нервная система), мы не можем согнуть средний палец не сгибая другие; без специальной тренировки, конечно же. Большую часть мышечных движений мы совершаем автоматически, руководствуясь условными рефлексами, вырабатываемыми в жизни. Безусловных рефлексов у человека не так много, один из них - крик. Однако крик не является певческим звуком, в нём лишь один компонент: естественность.
Так вот, обучаясь речи, человек приобретает набор условных рефлексов, позволяющий более тонко работать с голосовым аппаратом, нежели просто кричать. Постепенно, приобретая всевозможные комплексы, человек портит свою речь: например, начинает заикаться, или же речь становится неуверенной, вялой, невнятной. Любые психологические проблемы отражаются на речи, а как следствие - на пении, ведь у нас нет иного рефлекса работы с голосом, кроме речи. Отдельно стоит упомянуть людей, привыкших петь с детства: у них вырабатывается рефлекс пения; это народные исполнители, деревенские жители.
В общем, у нас, городских, пение построено на речи. Однако оно получается уже не такое яркое и полётное, как у деревенских. Приходится учиться. Наша цель - добиться правильного звука. А правильный - это какой? В первую очередь - естественный, то есть рефлекторный. А ещё - красивый. Красивый звук - тембрально насыщенный, объёмный, "в высокой позиции". Тембральное насыщение достигается плотностью речи и смыка голосовых связок; педагоги, как правило, для достижения этого требуют сделать "противный" звук. Объём появляется при полноценном резонировании - грудном, головном - и ещё при поднятом мягком нёбе; для резонирования нет особых методик, кроме непосредственных проб, а поднятие нёба происходит естественно при зевке, постепенно человек учится делать это произвольно. Высокая позиция - этакая мистическая вещь, сути которой никто толком не знает; люди с хорошим слухом просто-напросто не занижают во время пения, этого оказывается достаточно; вообще же она делается "флажолетной" или "плаксивой" манерой; поднятое нёбо косвенно тоже влияет. Суть флажолетной манеры состоит в том, чтобы каждый звук начинать с флажолета (это важно! Начинать, а не заканчивать), мастера народного вокала активно используют этот приём, используя флажолеты ещё и как украшения при пении.
Вот пора вернуться к изначальной теме. Народные исполнители, эталон правильного пения, бывают разные. Есть обычные люди, ничем не примечательные, кроме того, что живут иначе, чем мы. Есть самородки, гениально поющие сами по себе. Есть мастера, перенявшие от предыдущих поколений не только песни, но и мастерство исполнения. В песенной традиции "между строк" содержится информация о правильном пении, владеющий ей мастер всегда может указать тому, кто не владеет, на технические ошибки (хотя, как правило, косвенно); кстати, на зажимы внимания не обратит - поскольку в той среде их не может быть вообще. Получается, пение народных мастеров свободно и традиционно.
Что же касается городских вокалистов, которых обучают, то их тоже, в конечном счёте, приводят к этим двум пунктам, только традиционность в таком случае идёт от школы, в которой обучает педагог. Бывает, педагог не стремиться привить ученику свободу звучания - в этом ничего хорошего нет, это вызовет лишь новые зажимы. Возникают они, как правило, в том случае, когда ученику предлагается метод решения проблемы, а он переводит этот метод в самоцель, стремясь всякий раз выполнить упражнение. Так, один из самых распространённых зажимов возникает когда ученик добивается плотного звучания через "едкий", "противный" звук, постепенно он превращается в действительно едкий, противный и плоский, необходимо чередовать такие упражнения с раскрытием всего объёма голоса при помощи зычного, гулкого крика, особенно полезно звать кого-либо, находясь в лесу, крича "ау!"
В общем, всю эту нить рассуждений пора прекращать, тем более, тема очень большая, сказать можно её много, а ещё больше останется невысказанным.
1 августа 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий