7 мая 2012 г.

Можно ли стать носителем традиции

Зарегистрировался на форуме, где общаются преподаватели по вокалу. Сразу попёрли умные мысли. Делюсь с вами, нечего им там пылиться. Две записи - два ответа в разных ветках форума.
Запись 2

Начну с такого тезиса: человек не способен стать носителем традиции, если он не родился в ней. Что это значит? В частности, то, что никто, кроме носителей, не способен исполнять народную музыку в её первозданном виде.
Второе утверждение моё будет таково. Мы не лишены своей традиции. То есть наша культура, культура каждого отдельно взятого человека, прочно стоит на том, на чём мы воспитаны. Наша речь и музыка, которую мы слушаем, создаёт нашу собственную традицию.
Далее. Значит ли это, что нам не следует перенимать фольклор в его неискажённом виде? Отнюдь нет! По сути, есть два пути развития чего-либо: саморазвитие и обогащение со стороны. В обоих случаях получается что-то новое. Мы также можем выбрать любой из этих путей; как правило, берём со стороны мы в раннем возрасте, а самостоятельно развиваемся в более позднем. Народная традиция знает множество примеров обоих путей.
Фольклор - застывший материал. Если брать сравнительно малые промежутки времени, такие, как человеческая жизнь. Если на часах ввести суточную стрелку, то, пожалуй, в течение одного дня её тоже можно считать застывшей. Но тем нам удобнее - изучать застывший материал проще, мы имеем сразу мгновенный срез.
"фотографирование" манеры пения пожилых исполнителей - это ведь далеко не весь путь. Это только первый шаг на пути к освоению традиции. Далее идёт поиск своей собственной манеры, идёт поиск собственной манеры в рамках данной традиции, собственного голоса в ней. И только после этого - применение освоенного материала в современном творчестве.
Тут стоит отметить важный момент "не упрощать". Обычно попытка "осовременить" приводит к полной дезориентации между традициями. Происходит это из-за недостаточной усвоенности и объединённости их в разуме творящего такое человека. Конечно, развитие, движение в ногу со временем должно осуществляться, и оно осуществляется - но оно должно быть адекватным. Можно привести кучу примеров из классики, скажем, Римского-Корсакова, который настолько удачно внедрял народные темы в свою музыку, что этот синтез стал единым и неделимым комплексом. Или Свиридов с его "Курскими песнями", явление совершенно иное, но тем не менее весьма важное для культуры. Важно не делать балаган из фольклора, а принимать его, использовать в своей собственной музыке, следуя таким примерам, как вышеназванные и другие композиторы.
Наконец, один идеологический момент. Не следует мешать советское "народное" и фольклор в одну кучу. Из-за такого смешивания мы имеем ту плачевную ситуацию, которую имеем: мы, народ с богатейшей музыкальной народной традицией, дожившей до наших дней, не принимаем родную культуру, зато считаем европейскую, которая до наших дней практическки не дожила, чем-то восхитительным.
20 марта 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий