7 мая 2012 г.

Школы пения в мире

Зарегистрировался на форуме, где общаются преподаватели по вокалу. Сразу попёрли умные мысли. Делюсь с вами, нечего им там пылиться. Две записи - два ответа в разных ветках форума.
Запись 1

вот какое высказывание меня особенно задело:

"Ну как правило есть все-таки две (три) традиционно-принятых манеры или школы пения, по которым учеников распределяют, к примеру, по факультетам, как у нас, так и в США.
Это:
- академическая школа, тобеж певцы ОПЕРНЫЕ
- эстрадная или эстрадно-джазовая школа, тобеж понятно какие певцы
- народный вокал"

Конечно, общепринятое распределение имеет место. Но попробуем разобраться, как же обстоят дела на деле.
В начале, как ни крути, ставится традиция народная. Тут следует разделить так: Европа, Африка, Россия, прочие (которые оказались в современной культуре либо подавлены, либо замещены, либо значимы лишь локально); если говорить про Европу, то наибольшее значение имеют Италия и Британия. Различия в народных традициях определяются территориальными и анатомическими особенностями: анатомическими если сравнивать европиоидов и негроидов, территориальными если только европеоидов.
Теперь движемся от истоков к нашему времени. Постепенно из профессиональной среды уходила народная традиция, зато прочно вставала церковная. Именно христианская духовная традиция и легла в основу академической музыки, долгое время являвшейся основным и чуть ли не единственным стилем профессионального музицирования в Европе. В основу легла церковная традиция, а обогатилась она итальянской народной традицией, откуда и разошлась по всему миру. Итого:1. Академическое пение.
Негритянская музыка стала далее известна как джаз. Немного другое строение голосового аппарата привело к совершенно иным формам звучания. К джазу вместе с английским языком примешалась британская народная традиция, это стало эстрадой. Итого:
2. Эстрадно-джазовое, в первую очередь негритянское.
Однако если негритянское джазовое звучание остановилось на каком-то моменте своего развития, то вот британская манера продолжала расти как на дрожжах: рок-н-ролл, рокабилли, рок и т.д. Можно считать это также отсутствием приверженности к какому-либо стилю, однако это не так: просто такая манера была распространена не только в Британии, она была распространена по всей Европе. Европейский шансон, бардовская песня - всё суть то же самое направление. Только в России искажённый шансон стал совершенно отдельным стилем, но это уже пением язык не поворачивается назвать. Итак:
3. Рок и авторская песня.
А в это время в России, точнее, в СССР, творилась дичайшая дичь. Старый мир рушили новый строили. В связи с этим надо было создать новую, свою собственную певческую традицию. Увы, с нуля такую задачу выполнить не представляется возможным. Однако товарищу Сталину очень нравился хор имени Пятницкого, который изначально состоял из крестьян - носителей народной песенной традиции. При Сталине уже все они были заменены на профессиональных певцов. Напомню, профессионально певцов тогда готовили только в академической манере. Слыша стареющие голоса хористов и подстраиваясь под них в меру своего академического понимания, они создали таки новую манеру звучания, т.н. "русскую народную". Хоры стали расти как грибы после дождика; плюс к этому, советские авторы понаписали кучу а-ля народных произведений. Таким образом, сложилось
4. Советское народное пение.
И что же осталось? Осталось выделить народную традицию без всяких наслоений. В Европе таковую найти труднее, а вот в остальном мире ещё живы носители традиций. Разница между ними, само собой, огромна, однако ещё больше разница между ними и относительно едиными вышеназванными стилями. Так что, последнее:
5. Народое, традиционное пение.

Технически, физиологически правильным может быть пение в любой из приведённых манер. Лучано Паваротти, Элла Фицджеральд, Фредди Меркури, Лидия Русланова, Ольга Маничкина - трудно что-то сказать плохое про их пение. Их можно назвать совершенными как в плане техники, так и в плане интересности, то есть он являют собой одновременно хорошее и правильное пение. Также в каждой водятся свои преувеличения, в частности, пресловутая критика "русской вокальной школы" (а замечали ли вы, что певцы, обучавшиеся до ВОВойны поют все в речевой позиции?), сюда же излишняя субтоновость негритянской эстрады (Дженис Джоплин, эгей!) и хриплость британской (слава Битлс), из этой же оперы нереальная плоскость и оручесть советского народного. И вот только про пятую манеру ничего не могу сказать плохого: ведь это не единая школа, здесь нет учителей и учеников, а есть только носители, которые все в своей мере правы. Единственное, что я про ней могу сказать: она всегда правильная.
Далее, что бы хотелось добавить. Правильное пение до определённого момента будет общим для всех традиций. А почему бы нет? Анатомически ведь нет особой разницы. Весь тот же аппарат; а разница определяется в первую очередь определяется объёмом в глотке и фонетикой. Да, академические более используют головной регистр у женских голосов; а в джазе и роке задействован мужской фальцет, плюс более экстремальные способы звучания. А ещё обертоновое пение вообще не рассматривается в профессиональном обучении!
Заканчиваю этот поток мысли. Ни слова по теме не сказал. Ну, а что тут говорить? Поющему хорошо надо стремиться петь правильнее, сохраняя всё своё хорошее. Поющему правильно надо учиться петь хорошо, сохраняя свою технику и переводя её на рефлекторный уровень. Наконец, не поющему надо достигать обе цели сразу. Впрочем, пение в речевой позиции (ну почему приходится придумывать такие словесные костыли к столь естественному понятию?) как раз позволяет петь технично и хорошо, в меру таланта.
20 марта 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий