7 мая 2012 г.

Предсказамус

 Заметка, на первый взгляд перечёркивающая две предыдущие
Где кончается подражание и начинается кривляние? Где заканчивается традиция и начинается индивидуальность? Многие фольклористы предпочитают просто игнорировать этот аспект, поют без "манеры", ставя во главе всего идею самовыражения.
И, в общем-то, у них своя правда: их пение преследует совсем иную цель, чем пение носителей традиции, для них это и есть самовыражение, творческое, своё собственное. В этом отношении они могут достигать значительных успехов, а по мере этого достижения мы видим, как под давлением переменившегося содержания меняется форма, как теряются традиционные особенности мастерства, как осовремениваются и упрощаются песни. Да, ведь поющие не имеют того опыта, каким обладают народные исполнители, какой накапливается и передаётся поколениями, какой и является частью традиции... и какой НИКОГДА мы, городские жители, не сможем перенять. Совершенно печально, но в нас самих нет того содержания, которое было бы адекватно требуемой форме.
Ещё важная проблема - исполнение песен разных традиций. Мы и без того-то живём в отрыве от песенной традиции, не воспитаны для деревенского пения, не имеем этих традиционных корней; а уж попытка заняться сразу всем убивает эти потуги на корню. Ансамбли, исполняющие одну традицию, занимаются этим годами, ездят в экспедиции, общаются с исполнителями, - а в результате всё равно получается нечто совершенно своё, создаётся новая традиция, новый стиль, отличный от исходного. Про все остальные коллективы (хотя и про индивидуальных исполнителец можно так же сказать), которое поют несколько традиций или вообще всё подряд, можно сказать, что они лишь приблизительно подражают, при этом исполняя всё в совершенно своей стилистике. "Деревня Гнесинка" - это как раз про один из таких коллективов, народный хор ГМК им. Гнесиных. Хорошо это или плохо? Ведь наш хор приблизительно демонстрирует, откуда пришла та или иная песня; точно так же, как, например, в Плёхово иначе поют "Да приехал мой миленький с поля", нежели свои целотоновые песни, ведь она пришла с Украины. Выходит, не так уж это и плохо...
Однако возникает ещё момент мастерства. Его невозможно перенять из чужой традиции, он появляется только в естественной среде. Нас обучают, но мы улавливаем совсем немногое - в меру своих способностей. Кто-то талантлив, он умеет применить своё мастерство и заполнить им песню. Но многие гораздо менее способны, они поют себе и поют, что-то копируя, чему-то подражая. Вот тут становится обидно, ведь таких большинство. И это плохо. Но иначе - невозможно.
Казалось бы - с таким положением тридиция скоро умрёт, ведь мы не сможем её передать. Но один момент меня слегка успокаивает: начинает складываться своя традиция, со своим мастерством, передача которой идёт так же естественно, как и в деревнях. Это совсем другая традиция, не похожая на прежнюю. Она молодая, развивающаяся, совершенно непредсказуемая. В неё врывается иностранщина, и она начинает блестеть другими красками. Но это всё равно наша национальная традиция. И - кто знает - вдруг сбудется предсказание, и, как джаз вырос из негритянского фольклора (а за ним и современная эстрада), так из русского фольклора вырастет что-то невообразимое и высоко художественное.
Мы, во всяком случае, пока что стоим у начала этого пути (хотя и не в самом начале), и нам не следует обгонять время, рискуя быть непонятыми или просто смешными. Наша задача пока что - выжать всё, что мы можем, из старого фольклора, сохранить его в себе, впитав как можно больше от подлинной традиции. Мы должны собирать остатки древних песен, чтобы другие тоже могли приобщиться к этой культуре, чтобы пересаженный на новую почву росток не погиб без корней. Мы должны дать каждому возможность изучать собранные материалы, чтобы хоть частицу он мог вынести из этого в наше общее будущее. Начало пути уже пройдено, за это мы должны быть вечно благодарны фольклористам, ездившим в экспедиции, записывавшим фольклор в аутентичном звучании. Мы теперь должны переварить собранный материал и передать его дальше, вложив свой собственный опыт, начав со своего мастерства.
Вот так неожиданно для меня завернулась мысль в этой заметке, которая начиналась, в общем-то, о другом.
28 мая 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий