7 мая 2012 г.

Про этнографические материалы

Я прекрасно понимаю, что этим своим мнением навлекаю на себя гнев половины фольклорной тусовки и большинства старых фольклористов. Понимаю также, что всякий может применить тот аргумент, что не мне, человеку, ни разу не бывавшему экспедиции, об этом судить. Однако это настолько животрепещущая проблема и настолько важный вопрос, что не могу более об этом молчать.
 
Конечно же, начну с того, откуда же растут корни моих рассуждений. Это "право читать" и "философия GNU" Ричарда Столлмана. Это недавний случай с кассетами, которые я оцифровывал, после чего мне заявили, что эти записи никому нельзя отдавать. В фольклористике это особенно важно. Зачем мне шестьдесят гигабайт фонотеки, что же, я это всё буду петь? Конечно же, нет. Что мне лично нужно - это Белгородская область, а точнее даже Красногвардейский и Алексеевский районы, остальные меньше, а уж другие области вообще нужны лишь для коллекции. Тем не менее, я очень заинтересован в любых материалах, какой бы регион на них ни был, поскольку это может понадобиться кому-то ещё. Всей своей фонотекой я готов поделиться в любой момент абсолютно бесплатно, ведь от этого я ничего не теряю, а только приобретаю. Цифровая информация - величайшее благо, чудесное достижение человечества, которое уже нельзя воспринимать так, как мы воспринимали аналоговую и бусажную информацию. Цифровая информация вечна, ведь её можно бесконечно и без потери качества копировать. А вот носители традиции далеко не вечны, это старые люди, которых становится всё меньше и меньше. Большая часть фонотеки записана от людей, которых теперь уже с нами нет, они никогда уже не споют нам эти песни. Таким образом, мне видится преступным удерживать записи у себя, в закрытых архивах, а особенно - на аналоговых носителях. 
В связи с этим, я призываю: 
Цифруйте записи! Не позволяйте им храниться на рассыпающихся плёнках! 
Делитесь записями со всеми! Больше копий - живее запись. 
Ну и, конечно, же, что же до меня. Никто не запретит мне делиться фонотекой, которая уже есть у меня. Если вы не хотите, чтобы я давал кому-либо ваши записи, просто не предоставляйте их мне. Если же вы их мне даёте, например, на оцифровку, то не ждите, что я их буду хранить у себя и никому не давать, напротив, я их добавлю в свою фонотеку и буду давать всякому, кто нуждается. Все материалы, которые я запишу в какой-либо экспедиции, сразу же будут доступны всем желающим, а вот личный опыт и впечатления я, увы, не смогу передать. 
Кого особенно касается эта заметка, так это людей, любящим секреты, играющим в шпионов, передающих тайную информацию: вроде как это не мы, не от себя, и вообще молчать надо, что такие записи у меня есть. Специально для вас, дорогие мои, повторяю: таить от кого-то записи я не намерен. Конечно же, я могу умолчать об их источнике, если вы не хотите, чтобы кто-то узнал, что запись "утекла" именно от вас, но шпионом быть я не намерен. Сами играйте в свои игры. 
И последнее: прежде чем спорить, обязательно прочитайте всё по ссылкам, которые я дал выше и повторю ниже:
http://www.gnu.org/philosophy/right-to-read.ru.htm
http://www.gnu.org/philosophy/philosophy.ru.html 
2 июня 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий